Обратимся к реалиям, которые побуждали Шевченка создать пылкую и по-своему неповторимую поэзию. Середина XIX века. Кобзарю приходилось немало странствовать Украиной, побывать в имениях "патриотов" - тех же, которых почти через сто лет другой большой украинский писатель Иван Багряный назовет "вышитыми дядями". Эти "патриоты" любят Украину, которую сами для себя выдумали, - несколько манерную, сентиментальную, замечтавшуюся, квітучу. Но Кобзарь хорошо знал, что не о самой только любви поет соловей и белый цвет избушек на заре кажется кровавым. Вот почему Шевченко дает пощечины псевдопатриотам.
Да, его поэзия совершенная и полностью полная характеристик господствующего в Украине класса. Поэт коротко перечисляет барские "добродетели": это то, чего надо чураться, как смертного греха.
Упреки Кобзаря надо понимать и более широко: он упрекает и свой народ, на что имеют право лишь пророки. Через рабскую психологию кое-кого из украинцев на нашей земле запала смертельная тишина: ничего не выведет этот народ из сна. "Наступит суд, заговорят и Днепр, и горы"! - заверяет поэт. Это будет справедливый суд, который будет напоминать суд Божий. Никто не избежит наказания: ни тот, кто истязал народ, ни тот, кто сдирал последнюю свиту из убогого, ни тот, кто стоял сбоку и делал вид, что ничего стоящего внимания не происходит.