Судьба занесла рабочих аж в Бессарабию, где они начали работать в рыболовецкой группе Ивана Ковбаненка. Однако даже здесь бурлаки не имели спокойствия: на беглецов делались облавы, и им приходилось прятаться. Несогласие и несправедливость закалили характер Николая, сделали его морально сильным и несокрушимым. Особенно это ощутимо на суде над пойманными работниками, когда он держится гордо и смело, с вызовом смотрит в глаза господина Бжозовського: "Его не согнула недоля и тяжелая неволя".
После двадцати с избытком лет, когда было объявлено об отмене крепостничества, Николай Джеря возвращается домой, но не застает в живых ни жену, ни мать. Лишь дочку, которая уже выросла и сама стала матерью, но которая никогда не видела его - своего отца. Теперь, на старости, единственной утехой для него были дочка и внучки. Но и после своего возвращения Джеря не прекращает своих выступлений против барства (добивается, чтобы волостного головы сняли с должности за мошенничество) и призывает, чтобы крестьяне не брали плохих земельных наделов, а настаивали на возвращении общественных садиков, которые присвоил господин. Однако и теперь его сажают в "кутузку": "Вот тебе и воля! И зачем было возвращаться в этот проклятый край"!
Образ Николая Джери был в свое время новаторским в украинской литературе. В нем воплощены большие духовные силы народа, наилучшие черты характера человека-борца: свободолюбие, непоколебимость, честность, смелость, принципиальность и организаторские способности. Он до последних минут своей жизни остался несокрушимым, стойким в своих убеждениях, гордым и решительным.